
Княгиня Наталья Петровна Голицына
Княгиня Наталья Петровна Голицына (урождённая Чернышёва) — фрейлина «при дворе четырёх императоров — от Екатерины II до Николая I»; статс-дама и кавалерственная дама Ордена Святой Екатерины.
В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, но с возрастом обросла усами и бородой, за что в Петербурге её за глаза называли «Княгиня Усатая». Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью», и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы».
А. С. Пушкин писал в 1834 году:
...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся.
Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной князь С. Г. Голицын-Фирс рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена ⓘфранцузский авантюрист эпохи Просвещения, путешественник, алхимик и оккультист, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Если верить фольклору, он тут же отыгрался.
В Петербурге Голицыну иначе как «Пиковой дамой» не называли. А дом, где она проживала, в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы».

Наталья Загряжская
Близкий друг Пушкина, Павел Воинович Нащокин отмечал, что в образе старой графини (помимо Голицыной) нашли воплощение черты Натальи Кирилловны Загряжской . Пушкин признавался Нащокину, что в образе графини:
...Мне легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее.

Княгиня Наталья Петровна Голицына
Княгиня Наталья Петровна Голицына (урождённая Чернышёва) — фрейлина «при дворе четырёх императоров — от Екатерины II до Николая I»; статс-дама и кавалерственная дама Ордена Святой Екатерины.
В молодости Наталья Петровна слыла красавицей, но с возрастом обросла усами и бородой, за что в Петербурге её за глаза называли «Княгиня Усатая». Именно этот образ ветхой старухи, обладавшей отталкивающей, непривлекательной внешностью «в сочетании с острым умом и царственной надменностью», и возникал в воображении первых читателей «Пиковой дамы».
А. С. Пушкин писал в 1834 году:
...При дворе нашли сходство между старой графиней и княгиней Натальей Петровной и, кажется, не сердятся.
Согласно легенде, внучатый племянник Голицыной князь С. Г. Голицын-Фирс рассказывал Пушкину, что однажды начисто проигрался в карты, в отчаянье бросился к Голицыной с мольбой о помощи. От её французского друга, небезызвестного графа Сен-Жермена ⓘфранцузский авантюрист эпохи Просвещения, путешественник, алхимик и оккультист, Наталье Петровне была известна тайна трёх карт — тройки, семёрки и туза. Если верить фольклору, он тут же отыгрался.
В Петербурге Голицыну иначе как «Пиковой дамой» не называли. А дом, где она проживала, в истории города навсегда остался «домом Пиковой дамы».

Наталья Загряжская
Близкий друг Пушкина, Павел Воинович Нащокин отмечал, что в образе старой графини (помимо Голицыной) нашли воплощение черты Натальи Кирилловны Загряжской . Пушкин признавался Нащокину, что в образе графини:
...Мне легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее.