"Видение отроку Варфоломею", худ. М. Нестеров, 1889—1890 г.
В 1889 году Михаил Нестеров принимается за создание серии картин, посвящённой Сергию Радонежскому. Первой и самой значительной работой знаменитого цикла стала картина "Видение отроку Варфоломею".
Сергий Радонежский на покрове, 1420-е годы
В основе картины лежит сюжет из жизнеописания "Сергия Преподобного". Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Пообещал ангел, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры. Именно этот момент мы видим на картине Нестерова.
"Видение отроку Варфоломею", эскиз
Зарисовки пейзажей художник писал в 1889 году в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, затем уехал дописывать картину в Уфу. Оставшиеся эскизы показывают, как долго художник искал нужный ракурс и композицию. Нестеров торопился, поскольку хотел успеть выставить картину на XVIII выставке передвижников и, несмотря на грипп, активно работал. В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. Продолжать работу было невозможно, требовался новый холст.
"Видение отроку Варфоломею", эскиз
Именно на этом новом холсте и была написана картина, которую мы видим сейчас, а незаконченный вариант картины остался в Уфе и через 50 лет перешёл в собственность Башкирского художественного музея.
Незаконченный вариант картины "Видение отроку Варфоломею"
На выставке передвижников полотно наделало много шума. Как вспоминал сам художник – "судили картину страшным судом". Главные нападки доносились со стороны Стасова, Мясоедова, Суворина и др. Произведение одним махом опрокинуло рационалистические устои, которые с таким трудом укореняли передвижники. Что за мистицизм, что за нимб над головой? Стасов потратил немало сил, чтобы отговорить Третьякова от покупки "случайного на выставке" полотна, но Третьяков всё-таки купил картину. Сам Нестеров до конца своих дней считал "Видение..." лучшим своим произведением и в старости любил повторять:
"Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я"
"Видение отроку Варфоломею", худ. М. Нестеров, 1889—1890 г.
В 1889 году Михаил Нестеров принимается за создание серии картин, посвящённой Сергию Радонежскому. Первой и самой значительной работой знаменитого цикла стала картина "Видение отроку Варфоломею".
Сергий Радонежский на покрове, 1420-е годы
В основе картины лежит сюжет из жизнеописания "Сергия Преподобного". Юный отрок Варфоломей, который отправился в поле за лошадьми по наказу отца, встретил ангела в образе инока. Ангел совершал молитву под деревом. Мальчик терпеливо ждал. По окончанию молитвы, старец благословил Варфоломея и спросил, чего тот хочет попросить у Господа, на что мальчик ответил, что хочет стать грамотным. Пообещал ангел, что смиренный отрок познает грамоту, протянув тому часть просфоры. Именно этот момент мы видим на картине Нестерова.
"Видение отроку Варфоломею", эскиз
Зарисовки пейзажей художник писал в 1889 году в окрестностях Троице-Сергиевой лавры, затем уехал дописывать картину в Уфу. Оставшиеся эскизы показывают, как долго художник искал нужный ракурс и композицию. Нестеров торопился, поскольку хотел успеть выставить картину на XVIII выставке передвижников и, несмотря на грипп, активно работал. В один из дней у него закружилась голова, он оступился (стоял на небольшой скамеечке), упал и повредил холст. Продолжать работу было невозможно, требовался новый холст.
"Видение отроку Варфоломею", эскиз
Именно на этом новом холсте и была написана картина, которую мы видим сейчас, а незаконченный вариант картины остался в Уфе и через 50 лет перешёл в собственность Башкирского художественного музея.
Незаконченный вариант картины "Видение отроку Варфоломею"
На выставке передвижников полотно наделало много шума. Как вспоминал сам художник – "судили картину страшным судом". Главные нападки доносились со стороны Стасова, Мясоедова, Суворина и др. Произведение одним махом опрокинуло рационалистические устои, которые с таким трудом укореняли передвижники. Что за мистицизм, что за нимб над головой? Стасов потратил немало сил, чтобы отговорить Третьякова от покупки "случайного на выставке" полотна, но Третьяков всё-таки купил картину. Сам Нестеров до конца своих дней считал "Видение..." лучшим своим произведением и в старости любил повторять:
"Жить буду не я. Жить будет "Отрок Варфоломей". Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я"