Василий Жуковский
Василий Андреевич Жуковский вошёл в историю как выдающийся поэт, автор огромного количества стихотворений, баллад и переводов. Но еще одним важнейшим аспектом деятельности поэта стало воспитание юного наследника престола Александра Николаевича, будущего Александра II, известного как Освободитель.
Цесаревич Александр Николаевич, около 1839
Главной наукой Жуковский считал историю. По его мнению, именно она должна была должным образом подготовить Александра к принятию руководства страной в соответствии с требованиями времени. Ещё одним важным предметом Жуковский считал латинский язык как предшественник многих европейских языков и содержащий в себе мудрость предков. Кроме латинского, Александр в совершенстве знал французский, немецкий, английский и польский языки. Так как подбор других преподавателей лежал полностью на Жуковском, нет ничего удивительного в том, что специальные предметы преподавали Александру известные либералы и лучшие представители своего времени. Например, беседы о праве с Александром вел Сперанский. Также в разное время с цесаревичем занимались министр финансов Е. Ф. Канкрин, историк К. И. Арсентьев, известный военный теоретик генерал А. Жомини. Особым пунктом в системе Жуковского была военная подготовка. Он считал, что ей надо уделять как можно меньше внимания и оставлял на неё время летних каникул, примерно 6 недель. Кроме этого, Жуковский учил Александра любить народ. "Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю", — говорил он. "Уважай закон: закон, неуважаемый царем, не будет храним и народом", — ещё одно мудрое наставление для Александра.
"Портрет великой княгини Александры Фёдоровны", худ. А. Молинари, 1817
1817—1841 годах Жуковский также был учителем русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Фёдоровны.
Василий Жуковский
Василий Андреевич Жуковский вошёл в историю как выдающийся поэт, автор огромного количества стихотворений, баллад и переводов. Но еще одним важнейшим аспектом деятельности поэта стало воспитание юного наследника престола Александра Николаевича, будущего Александра II, известного как Освободитель.
Цесаревич Александр Николаевич, около 1839
Главной наукой Жуковский считал историю. По его мнению, именно она должна была должным образом подготовить Александра к принятию руководства страной в соответствии с требованиями времени. Ещё одним важным предметом Жуковский считал латинский язык как предшественник многих европейских языков и содержащий в себе мудрость предков. Кроме латинского, Александр в совершенстве знал французский, немецкий, английский и польский языки. Так как подбор других преподавателей лежал полностью на Жуковском, нет ничего удивительного в том, что специальные предметы преподавали Александру известные либералы и лучшие представители своего времени. Например, беседы о праве с Александром вел Сперанский. Также в разное время с цесаревичем занимались министр финансов Е. Ф. Канкрин, историк К. И. Арсентьев, известный военный теоретик генерал А. Жомини. Особым пунктом в системе Жуковского была военная подготовка. Он считал, что ей надо уделять как можно меньше внимания и оставлял на неё время летних каникул, примерно 6 недель. Кроме этого, Жуковский учил Александра любить народ. "Без любви монарха к народу не будет любви народа к царю", — говорил он. "Уважай закон: закон, неуважаемый царем, не будет храним и народом", — ещё одно мудрое наставление для Александра.
"Портрет великой княгини Александры Фёдоровны", худ. А. Молинари, 1817
1817—1841 годах Жуковский также был учителем русского языка великой княгини, а затем императрицы Александры Фёдоровны.